Дева-из-Тени

Дева-из-Тени
Этот блог - это творческая борьба со стереотипами, поиски новых идей, параноидальные наблюдения за современной культурой, а также постоянное обращение к миру детства с совершенно иным и, порой неожиданным, взглядом. P.S. Кстати, если вы собираетесь ознакомиться с оригинальным произведением, о котором я пишу, и при этом не любите спойлеры, не читайте мои обзоры и теории, потому что там всегда очень много спойлеров.

суббота, 9 июля 2016 г.

Приключения Еженьки и Нарисованных Человечков: социофобия, домашнее насилие, экологические катастрофы и другие невидимые проблемы

Итак, у сейчас меня марафон по детским книжкам, и вот недавно мне случайно попалась одна, которую в детстве я просто ненавидела, но ее любила моя младшая сестра, поэтому мне приходилось слушать. Так вот, хотя и известно, что этот автор любит писать очень нравоучительно, на самом деле эта книга не нравилась мне по совсем другим причинам. Во-первых, меня раздражало множество странных, глупых и бессмысленных персонажей, а во-вторых, иллюстрации. Вот эти иллюстрации.В детстве они казались мне особенно отвратительными, но я не могла объяснить почему. Теперь я, кажется поняла. У девочки здесь лицо обезьяны, а художники – оба типичные неблагополучные психически больные люди. Или, возможно, Злой художник выглядит как дегенерат, а Добрый - как наркоман. И, что хуже всего, от понимания этого, да при таких иллюстрациях, история теряет сказочную атмосферу, и все начинает восприниматься, как игра больного воображения этих двоих.

(эти два изображения, очевидно, создают парадокс: на них художники стоят напротив двух противоположных стен, разделенных чертой, но где же тогда помещаются окно, дверь и печь, которые, согласно тексту у них были общими?!)
Эти иллюстрации намного лучше, приятнее и сказочнее. Однако вот что интересно. Обратите внимание на мантию и галстук Злого художника: это что, опять пропаганда нетерпимости к современному искусству?! Для тех, кто не читал «Незнайку в каменном городе», да? Так уж им всем навязчиво хочется, чтоб дети ненавидели авангардизм! Впрочем, я уже придираюсь. Хорошие иллюстрации, и насчет элементов экспрессионизма и сюрреализма идея хорошая. Вот только не подумает ли кто тогда, что каждый художник-авангардист - злой?! А если послушать аудиокнигу, окажется, что этот образ пропагандирует ненависть и к современной музыке тоже! А теперь посмотрите на красный шейный платок Доброго художника. Это типа как бы он пионер, что ли?! Вот уж никак не ожидала здесь еще такой пропаганды! Есть, конечно, еще вот такие иллюстрации, они очень декоративные и красивые, интересно также, что доброго художника везде изображают практически одинаково. Больше мне про это сказать нечего, так что поехали дальше.

По сюжету Добрый и Злой художники – братья. Однако очевидно, что, во-первых, они скорей всего сводные братья, а во-вторых, оказались вынуждены жить вместе совсем недавно. Иначе не понятно, зачем делить комнату, когда Добрый к Злому и так никогда не лезет и вообще они бы давно могли привыкнуть друг к другу. А так, удивительный факт в том, что Добрый Художник вообще Злому никогда и слова не скажет. Буквально! Да, он реально никогда с ним не разговаривал и даже, когда тот сам к нему обращался, никогда не отвечал.
Далее, кажется, что они живут в такой изоляции, что только говорящие животные да нарисованные существа и могут составить компанию. Можно подумать, что это тоже было вынуждено, но на деле же оказывается, что художники просто сами себя изолировали от других людей, потому что были социофобами. Ведь смотрите: Добрый никогда не пытался подружиться с кем-то из людей, предпочитая животных и нарисованных человечков, которых он создал такими, какими он хотел, чтоб были его друзья. А еще, когда он отнес азбуку в школу, была интересная оговорка: он сделал это затем, чтобы дети перестали спрашивать, как пишется та или иная буква. А Злой художник с помощью бешеных букв во второй части добился того. чтобы город стал как мертвый. Как видите, они оба ненавидели людей.
Далее, после того, как добрый художник носит ежа за пазухой, у него в груди остаются иголки, что особенно ненормально при том факте, что ежик – не дикобраз. Волшебные карандаши, которые получились из этих иголок, чисто грифельные, у них нет деревянной части, это очевидно, но мало кто обращает на это внимание. Особенно это заметно стало, когда синий карандаш закончился.

 Так вот, дальше. Еженька только появилась на свет, а ей уже скучно, при том, что вокруг было совсем не пусто. А ведь она на самом деле и была создана затем, чтоб было нескучно! И еще, ее сбивающее с толку имя, как мне кажется, должно указывать на то, что она – гибрид с ежом. Тем не менее, она обычный человек без намека на что-то ежиное. И надо сразу сказать о ее братьях – воинах ежах (они тоже были обычными людьми). Добрый художник решил сделать им сердца, чтоб они не были бессердечными (а Еженька, получается, была бессердечной!!!). Он хотел, чтобы у них сердца были как травка, море и солнце, вместо того, чтобы сделать им нормальные. Вот и получилось, что у Маленького Ежа сердце зеленое – больное, у Среднего – синее, мертвое, а у Старшего – золотое, металлическое! Тут, кстати, еще одного ежа не хватает – того, что с каменным сердцем, для полной коллекции деградации…
Впрочем, на самом деле каменное сердце там все-таки было. То запасное радужное, что у чудовища! Вы знаете, что переливаться разными цветами свойственно именно драгоценным камням... Далее интересно, как в книге изображены людоеды: где-то как папуасы, а где-то как конквистадоры.

И наконец, Чудовище Пятирог. Мне интересно, почему он чудовище – а на деле самый обычный носорог, только с дополнительными рогами на ногах. А ведь, если подумать, можно же было изобразить трицератопса какого-нибудь… у него же тоже много рогов!
Кстати, в дальнейшем Чудовище и людоеды практически себя никак не проявляют, очевидно они способны только ныть. Означает ли это, что Злой художник может создавать только незрелые личности? На самом деле, тут все дело в том, что они изначально были запрограммированы творить зло, а, исправившись, они полностью отвергли свою индивидуальность, оставшись без характера и личных особенностей.
Ну, в общем, в конце концов, они все подружились и вместе со своим волшебным островом телепортировались куда-то в реальность и в итоге, как уверяет автор, этот остров, хоть и маленький, а нанесен на глобус! И он предлагает детям найти его. Кстати, довольно интересная идея насчет истории про двух душевнобольных волшебников, которые создают жутких искаженных созданий, которые с их холстов переносятся в реальный мир, превращая его в такой же странный и безумный. Но да ладно. Теперь возвращаемся к Еженьке. Разве Добрый художник создал ее не для того, чтоб она стала его дочерью, а для того, чтобы в итоге она жила на острове непонятно где? У этого есть и хорошая сторона: остров и все его обитатели не позволили Еженьке превратиться в типичного маленького человечка, который живет вместе с обычным. Добрый художник носил бы ее в спичечном коробке в школу, чтобы показывать детям и все такое прочее, что я ненавижу в подобных историях.
Но в первой части истории, все было еще более-менее, а вот во второй начинаются действительно странные вещи...
Первое, что было мне непонятно, так это, почему Злой художник хотел убить доброго. Притом, что тот ему совсем не мешал, и вроде как это даже не из-за дома, так как Добрый художник, как показала практика может жить и в сарае. Обычно ведь у преступников бывает мотивация более конкретная, нежели «просто потому что он злой». Впрочем, сам он свое решение объяснил тем, что тот «не работает и скучный» и это невероятно странно. Естественно, эта проблема решается совсем по-другому. Позже, когда он писал письмо злыдням выяснилась настоящая причина убийства: им нужно было человеческое мясо. Вандал, а также потенциальный серийный убийца и каннибал - это, кажется, слишком кошмарный злодей для детской книжки. С другой стороны, здорово, что Злого художника представили именно так, а не как типичного детского злодея, который занимается мелкими пакостями, вроде того, чтобы испортить праздник, пугать малышей или красть что-нибудь даже не особо важное, конфеты, к примеру.
Когда Добрый художник позволил себя заманить в сарай, автор сказал, что "он
 был очень доверчивым". Но на самом деле в той сцене он проявил себя не столько доверчивым, сколько глупым и невнимательным. Ему не приходило в голову, каким образом Злой мог узнать про зверей, которые пришли за советом, когда они все время были вместе в одной комнате? И у них было одно общее окно. И еще Добрый художник не работал, а также волшебных карандашей у него уже не было, так что даже пропустить что-либо увлекшись делом он не мог.
 Далее Злой художник переименовал Доброго в ЙЫРБОДа. И, что интересно, Добрый художник даже сам себя однажды так назвал. Все считают, что это ужас и непонятно что, а вот мне лично кажется, что это очень классное имя с древнескандинавским колоритом. Имя Злого тоже неплохо было бы перевернуть, был бы ЙОЛЗ, это тоже отличное имя. Вообще, Добрый и Злой – это не имена, а определения. Такое чувство, будто их родители восприняли выражение «Имя Прилагательное» слишком буквально.
Это вездесущее слово «Зззапрещаю» бешеных букв, которое пугало всех людей и животных мне напомнило «Историю одного города», где градоначальник Органчик всегда говорил только «Разорю» и «Не потерплю» и этим тоже всех всегда пугал.
На самом деле люди не могли игнорировать эти запреты, потому что они были написаны волшебными карандашами, а при попытке сделать что-то запрещенное, у них бы появлялся панический страх, я полагаю.
Далее вдруг оказывается, что Добрый Художник был не таким уж помешанным на природе социофобом, какие-то старички даже за советом идти собирались, но не пошли, решив, что брат его совсем извел. Они знали об этом, но не пытались помочь. Вот тут, оказывается, спрятана очень важная для России проблема: никто не хочет бороться с домашним насилием, предпочитая его игнорировать.
А на острове Нарисованных Человечков не происходило ничего интересного, пока Добрый художник им рыбу-бутылку с просьбой о помощи не прислал. Сам-то он решил быть таким мучеником, что не попробует даже расшатать этот ветхий сарай, где он был заперт, небось потому что жалко портить строение, которое еще может пригодиться. И вообще он не собирается спасаться самостоятельно, потому что придется бороться, а он не хочет сделать больно хоть кому-нибудь.
Про то, что Еженька, исходя из названия, должна быть главной героиней, забыла не только я, забыл сам автор. А постоянное присутствие большой компании непонятных и практически одинаковых персонажей - это одна из главных проблем детских книжек. Здесь также почти все обитатели острова слились в безликую массу протагонистов. А самым безликим из названных по имени оказался Средний еж: если Старший вел уроки, а с Младшим Еженька делилась секретами, Средний с самого начала существовал только для галочки.
Когда одна из бешеных букв заговорила, я прямо удивилась, почему в ее речи не
использовалась аллитерация, ведь это так хорошо для изображения персонажей-букв. Тем не менее, потом я поняла, что там, где аллитерация все же была, то лучше бы и не было! Я имею ввиду, нельзя же допустить мысль о том, что Буква Ч - гибрид с Буквой М, потому что она МраЧная, МолЧаливая и с МеЧом! Кстати, интересно, почему вообще эти буквы назывались бешеными, когда на деле и вели себя адекватно, и с ними даже можно было договориться?!
Рыба-бутылка по пути встречает остров слонов, носорогов бегемотов, а потом и остров вулканов со своей собственной цивилизацией. Один вулкан бросил гору очень далеко, чтобы указать бутылке путь и от этого аж прогнулся горизонт!!! Это значит рельеф изменился! И возможно даже климат!
Как вы, наверное, могли заметить, большая часть жизни персонажей осталась за кадром, и поэтому мы так мало о них знаем. Тем не менее, они-то друг о друге знают очень многое, порой даже просто невероятно много! Например, когда Злой художник заманивал Доброго в сарай, он сказал, что к тому за советом пришли белка, серый заяц и барсук. Можно подумать, что он их просто выдумал. Однако далее Еж-ежище приносит Доброму художнику гостинцы от тех самых белки, зайца и барсука. А это значит, что они не только уже встречались раньше, но и Злой художник мог об этом знать. Или, например, дальше Добрый художник пишет в письме про бешеные буквы, которые только появились и даже Буква Ч еще не пришла, а ему точно в тексте никто об этом ничего не рассказывал. Только старички собирались идти к нему, да ведь так и не пришли. Кстати, насчет старичков. Откуда они могли знать, что Злой художник переименовал Доброго в Йырбода, ведь ни тот, ни другой с тех пор явно ни разу ни с кем не общались, Злой вообще был против всех людей и сразу всем все запретил, Еж-ежище – по идее единственный, кто должен был знать про Йырбода тоже не общается с горожанами. Так откуда же все-таки старички что узнали? И, главное, всего остального при этом они не знали, так что вариант со слежкой или у всех на виду тоже исключается. Потом еще вот такой факт: Добрый художник в письме не написал ни слова про то, что его ждет, тем не менее Рыба-Бутылка знала даже через сколько дней будет казнь при том, что мало того, что ей никто этого не рассказывал, так и вообще Злой художник это придумал уже после того, как она уплыла! Ну, и там была еще куча таких парадоксов, вроде того, откуда Еж-ежище знал про нарисованных человечков, откуда вообще все знали имена всех и так далее и тому подобное.
Теперь немного насчет моих ассоциаций с разными другими произведениями. Например, Большая Слоновая Мышь напомнила мне другую мышь – ту, что из советского мультфильма «Свирепый Бамбр». Отношения художников похожи на отношения Незнайки и Знайки из мультфильма «Незнайка и Баррабасс». А эта замечательная фраза: «Бедный, бедный Добрый художник, ничего не узнает о тебе Еженька и ее братья-ежи, никто не спасет тебя…» напоминает другую аналогичную фразу из «Приключений Карандаша и Самоделкина»: «Погиб мальенький железный человечек! Погиб Самоделкин! Карандаша унесли разбойники! Я не могу больше рассказывать и не напишу ничего кроме слова конец!» Оба автора любят пугать детей.
А еще хотите я вам покажу настоящие бешенные буквы? В общем, эта идея сильно мне напомнила то, что любили изображать поэты-футуристы:
На самом деле по тексту нельзя точно понять, был ли Злой художник авангардистом или это просто иллюстратор нафантазировал. Хотя я все-таки считаю, что идея с бешеными буквами и тот факт, что ему нравились слова наоборот и эксперименты с синтаксисом(Злобные Злые Злыдни), все же указывает на его причастность к футуризму, абстракционизму или поп-арту.
И ЭТОТ ТЕКСТ ОГРОМНЫМИ БУКВАМИ – еще одна большая проблема очень многих детских книг. Я привыкла, что интернет-культуре в тексте капсом выражается крик, поэтому кажется, что всю фразу над прокричать. Просто не могу нормально воспринимать такое.
Когда Чудовище и Слоновая Мышь вырыли конфетную пальму и отправились переходить океан, сыплющимися конфетами они приманили всех рыб и морских животных, неприспособленных к такому, и даже воду из соленой превратили в сладкую. Сколько экологических катастроф устроили эти нарисованные человечки, ужас…
Еще в этой книге встретилось одно раздражающее старинное заблуждение о том, что змеиный язык – это жало. И потом змеям удалили эти «жала», лишив их возможности с их помощью ориентироваться в пространстве, распознавать вкусы и запахи по вине человеческого невежества. И вообще мне тут говорят, что автор бережно относится к природе и все такое, но что-то, после всего что было, в это не верится! Вон, к примеру, у него в начале говорится, что "ежики дома снимают свои колючие шубки и надевают мягкие пижамы". Почему-то все ненавидят ежиные колючки и постоянно хотят от них избавиться. Но ведь это же не во вред людям, это просто их необходимые для выживания особенности, так же как и яд у змей.
Бешеные буквы победили, просто вспомнив хорошие качества, начинаются на каждую такую букву. Но интересно не это, а тот факт, что если все человеческие качества начинающиеся с определенной буквы сразу находятся у той самой буквы, то получается, что все даже самые противоречащие друг другу черты характера имеются у этой буквы одновременно. Представляете, насколько сильно дробятся личности букв, если, конечно, они у них вообще есть?!
Теперь пришло время для третьей глобальной экологической катастрофы: зима внезапно превратилась в лето. Представляете, что стало с неподготовленной природой?! А знаете, почему это произошло?! Да потому что Добрый художник был духом-хранителем местной природы!!! Пока ему было плохо - была зима (Вам не приходило в голову, что зима в сюжете как-то затянулась?! Так вот это все из-за него!), а как стало хорошо - так сразу началось лето. Да-да, смена времен года зависела исключительно от его внутреннего состояния, такие дела.
Но это еще не все: на иллюстрациях-то вообще с самого начала зиму и лето перепутали! Во второй части по-прежнему зима (или уже следующая зима), а на рисунках - лето.
На иллюстрации с Бабой Ягой видно, что ее избушка стоит примерно на одном уровне с ней. Это значит, что она на самом деле такая крохотная и жить в ней нельзя. Разве что Баба Яга умеет уменьшаться... еще обратите внимание, как элегантно стоит Злой художник на этой иллюстрации. Вообще, видно, где бы он ни появился, что бы с ним ни случилось, он никогда не теряет этого своего изящества...
К тому же я считаю, что Злой художник может вернуться, потому что Баба Яга, во-первых, зря сразу рассказала ему безрадостные перспективы дальнейшей жизни и вместо того, чтобы сначала пленить его, она сразу отправила его за сотней охапок дров, поэтому, я думаю, он мог решить не оставаться с ней. В добавок она прямо-таки сказала, что "это добренькие любят несчастненьких", поэтому он мог бы попробовать вернуться к Доброму брату или поискать к кому еще можно будет навязаться.
В самом конце эпизод празднования настолько затянулся, что его можно и вовсе не читать, смысла от этого не убудет, а положительные персонажи не начнут вас раздражать, если до сих пор не начали.
Еще в конце кажется, автор начинает противоречить сам себе: сначала всем до жути не нравится Йырбод, а потом вдруг у них появляется самая лучшая в мире конфета под названием «ЕТЕВСАНАТЕФНОКЯАНСУКВЯАМАС»! И детям предлагается выучить ее название наизусть! С другой стороны, может, ничего и не противоречит, потому что у меня есть на этот счет одна теория. Дело в том, что Доброму на самом деле нравилось имя Йырбод, он даже пытался сам себя так называть, но встретив негативную реакцию на это однажды, понял, что никто не поймет, если он решит оставить себе такое имя. Однако у него осталась тайная страсть к словам наоборот, поэтому он и назвал так свою самую любимую конфету.
Забавно, что после завершения сюжетной линии Злого художника, в тексте Доброго всегда стали называть просто "Художник", так как, очевидно, Добрый - это и правда не имя, а определение, нужно только для того, чтобы их различать. А Злой, очевидно, больше уже не художник, а раб или отшельник или что-нибудь вроде того.
Наконец, мне хотелось бы знать что персонажи будут делать после завершения истории. Останутся ли все нарисованные человечки в доме Доброго художника или он переедет на Остров Нарисованных Человечков?